Авторизация
Поиск на сайте
Реклама
|
15-07 Об утверждении муниципальной целевой программы "Здоровый образ жизни в МО "Майминский район" на период 2010-2012 годов"
МУНИЦИПАЛЬНАЯ целевая программа «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «МАЙМИНСКИЙ РАЙОН» НА ПЕРИОД 2010 – 2012 ГОДОВ»
ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «МАЙМИНСКИЙ РАЙОН» НА ПЕРИОД 2010-2012 ГОДОВ
ВВЕДЕНИЕОсновные термины и понятияГигиенические навыки — умения, основанные на овладении гигиеническими знаниями о здоровом образе жизни и правильном их использовании, закрепленные в результате обучения, опыта и многократного повторения и характеризующиеся способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья. Гигиеническое воспитание и обучение — система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом. Здоровый образ жизни — это такая форма жизнедеятельности, преимущественно в досуговой сфере, и такой образ мыслей, которые удовлетворяют естественные психо-эмоциональные, культурные и физиологические потребности человека, и направлены на сохранение и укрепление его этногенетических, этносоциальных и этнокультурных основ, обеспечивая самоутверждение посредством всестороннего и гармоничного развития. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), 1948). ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым "обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека". Это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышение ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам. Здоровье населения — медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей. Здоровье населения - совокупность индивидуальных уровней здоровья, которая характеризует жизнеспособность общества и прогноз его дальнейшего социально-экономического развития. Здоровье психическое — динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде. Здоровье сексуальное — способность к удовлетворяющим сексуальным отношениям и к реализации репродуктивной функции организма. Мотивация к формированию потребности в здоровье — побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья. Основные термины и понятия определены Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации, Московской медицинской академией им. И.М. Сеченова, Российской медицинской академией последипломного образования.
Состояние здоровья населения Майминского района вызывает большую тревогу. Несмотря на сохраняющийся в Майминском районе в 2009 году рост рождаемости, начавшийся в 2000 году, показатель ее – 14,9 (на Сохраняется высокий показатель смертности, в 2008 году 11,2 на 1 000 населения. На долю умерших в трудоспособном возрасте приходится 39,7 процента (37 процентов - 2002 год). Продолжительность жизни по сравнению с наиболее развитыми западными странами остаётся низкой. В 2007 году продолжительность жизни у мужчин составила 58 лет, у женщин — 71 года (для сравнения с Российской Федерацией: у мужчин — 59,47 лет, у женщин — 73,04 года). При этом 85 процентов смертности населения обусловлено тремя причинами заболеваний: заболевания системы кровообращения, травмы и отравления, новообразования. Корни этих заболеваний лежат в изменившемся образе жизни населения, распространении вредных привычек, складывающихся новых традициях питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности населения. Особую тревогу вызывает злоупотребление алкоголем, токсическими и наркотическими веществами. Одним из существенных негативных факторов риска, влияющих на состояние здоровья населения, является пьянство и алкоголизм. По данным медицинской статистики в 2008 году заболеваемость алкоголизмом в Майминском районе составила 1689,8 на 100 тысяч населения. В действительности эти цифры надо увеличить в 3-4 раза. На 16,3 процента отмечается рост психотических расстройств, связанных с употреблением алкоголя, которые являются индикатором распространенности алкоголизма, их показатель в 2008 году составил 2057,8 на 100 тыс. населения. Особое опасение вызывает употребление алкогольных напитков молодежью. По данным государственной статистики в структуре потребительских расходов на покупку алкогольных напитков расходуется около 3 процентов из бюджета домашних хозяйств. Ситуация вызывает тревогу, так как по данным Всемирной организации здравоохранения при достижении уровня среднедушевого потребления 8 литров алкоголя (в пересчёте на 96-процентный спирт) в год наступает процесс необратимого изменения генофонда нации. Обращает на себя внимание распространенность табакокурения в Майминском районк, которое приобрело характер эпидемии. По данным опроса учащихся 5-11 классов курит каждый третий подросток. Экономическая нестабильность, повышение психоэмоциональных нагрузок привели к ухудшению психического здоровья населения. По данным Министерства здравоохранения Республики Алтай ежегодно с проблемами психического характера обращается более 1100 семей. Это и проблемы личностных особенностей детей, нарушение их эмоционально-волевой сферы (суициды, антиобщественное поведение), проблемы интеллектуального развития, взаимоотношения с родителями. Среди социально дезадаптированных детей и подростков распространенность психической патологии достигла 75 процентов. По данным кабинета медико-психологической помощи ГУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" отмечается значительный рост невротических расстройств у детей и подростков. По данным Всероссийской диспансеризации детского населения в 2002 году 63,15 процента детей имеют отклонения в состоянии здоровья, лидирующее место занимают (15,3 процента) болезни органов пищеварения (у детей от 0 до 6 лет – 14,5 процента; от 7 до 17 лет - 17,3 процента), что требует незамедлительных мер по организации рационального питания, прежде всего в общеобразовательных учреждениях. Недостаточен объем двигательной активности, необходимый для укрепления здоровья детей, школьников, учащейся молодежи. Падает уровень образования, культуры, нравственности населения, прежде всего подрастающего поколения. Для того, чтобы остановить неблагоприятные тенденции – депопуляцию, постарение населения, высокую смертность в любом возрасте, необходимо создание инфраструктуры служб, чьи функции должны быть шире, чем просто оказание медицинской помощи. Необходимо развитие профилактических подходов, подготовка кадров, поддержка организаций, работающих в области укрепления здоровья населения. Проблематика формирования здорового образа жизни – это проблематика формирования мировоззрения и соответствующих принципов социального поведения. При этом основополагающими побудительными мотивами к здоровому образу жизни являются: духовность, нравственность и самодостаточность. В свою очередь стремление к познанию цели и смысла бытия являются поводом к глубокой внутренней жизни, формирующей культурно-познавательные потребности, круг общения и соответствующие жизненные приоритеты, что в совокупности и является стержневой, принципиальной основой здорового образа жизни, основой содержательной качественной личности. Дальнейшее улучшение состояния здоровья населения требует подхода к здоровью с точки зрения его широкого понимания и учёта всех факторов, определяющих здоровье, таких, как образ жизни, социальное благополучие, психологический климат, физико-химические факторы окружающей среды. Необходимо более жёсткое смещение акцентов от лечебных к профилактическим мероприятиям и пересмотр самого подхода к здоровью. Назрела необходимость изменить отношение к здоровью не только отдельных лиц, но и всего общества, поставить здоровье в ряд приоритетных проблем социально-экономического развития Майминского района. Здоровье района – это не набор «хороших» показателей здоровья, а стиль общественного мышления и социальной политики. Проблемы, которые необходимо решать в процессе оздоровления Майминского района, сложны и многообразны. Их успешное решение, особенно в условиях весьма ограниченных ресурсов, возможно только при условии единой государственной политики в системе организации формирования здорового образа жизни и вовлечении всех заинтересованных секторов общества, осуществление целенаправленных скоординированных действий органов исполнительной и законодательной власти, заинтересованных отделов и ведомств, органов местного самоуправления и общественных организаций. Данная Программа направлена на формирование идеологии здорового образа жизни, воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего факторы поведения, привычки, отношения и установки поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения, внедрение методов антиалкогольного и антинаркотического воспитания личности. Особую, ведущую роль в эффективной реализации Программы и формировании у населения Майминского района идеологии здорового образа жизни следует определить за сферой образования и культуры, которые на протяжении продолжительного времени наработали определённые методы и приёмы в целенаправленном формировании представлений, установок и социальных ориентиров в эстетическое, экологическое, патриотическое и идеологическое воспитание. Одним из ключевых моментов успешного осуществления программных мероприятий является широкая пропаганда Программы на организационном этапе и широкое освещение по мере выполнения программных мероприятий в средствах массовой информации, на общественных мероприятиях. Необходимо создать систему стимулов для поощрения здорового образа жизни среди населения района. Укрепление здоровья общества в Майминском районе является неотъемлемой частью экономического развития, становления полноценного демократического общества. Построение политически и экономически развитого общества невозможно в условиях слабого здоровья населения. В условиях социально-экономических преобразований необходима государственная поддержка и выделение на эти цели средств из бюджетов разных уровней. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Главной стратегической (долгосрочной) целью является формирование у населения Майминского района идеологии здорового образа жизни, укрепление физического и духовного здоровья населения через объединённые усилия местного самоуправления и общества. Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач: - формирование здорового образа жизни; - улучшение состояния здоровья населения; - социально-психологическая реабилитация населения; - создание сети социального партнёрства и межведомственной кооперации; - поддержка эффективных инициатив в системах здравоохранения, образования, бизнеса и общественном секторе. Сроки реализации Программы — 2010-2012 годы. В Программе предусмотрено поэтапное осуществление мероприятий. I этап - 2010 год - внедрение идеологии здорового образа жизни среди населения, проживающего в Майминском районе, и формирование у населения моделей поведения, соответствующих здоровому образу жизни. Формирование критериев оценки образа жизни. II этап - 2011 год - формирование здорового образа жизни населения на всей территории района. III этап - 2012 год и далее - продолжение мероприятий направленных на формирование здорового образа жизни населения в районе, оценка результатов реализации Программы.
III. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В Программе предусматривается реализация следующих мероприятий: - создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей программы; - обеспечение мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организация просветительской деятельности учреждений культуры, образования и здравоохранения по формированию здорового образа жизни, обучение школьников и подростков формированию здорового образа жизни; - создание и реализация межведомственных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и оздоровление населения, развитие системы медицинской профилактики; повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения, мероприятия по повышению квалификации и уровня знаний специалистов учреждений, обеспечение мероприятий по вовлечению населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом, повышение доступности объектов для занятий, проведение массовых детско-юношеских мероприятий, обновление содержания, форм, средств физического воспитания и спортивной подготовки на основе современных технологий, содействие развитию в Майминском районе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса; - совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-управленческой базы; - оказание поддержки в организации рационального питания для детей в общеобразовательных учреждениях, обеспечение мер по расширению ассортимента продуктов питания, обогащенных витаминами и микронутриентами; - проведение мониторинга по реализации Программы, проведение социологических исследований среди населения, применение систем контроля мероприятий, осуществляемых медицинскими и педагогическими работниками. IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджета Муниципального образования “Майминский район”, Федерального бюджета, фондов и других источников, разрешенных законодательством, а также за счёт административных, организационных, информационных и человеческих ресурсов основных исполнителей Программы. Распределение средств на реализацию Программы приводится в приложении к Программе. V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Заказчик Программы – Майминский районный Совет депутатов. Координатор Программы - координационный совет при Главе МО “Майминский район”, образованный распоряжением Главы МО “Майминский район”.Исполнители Программы:Муниципальное учреждение здравоохранения “Майминская центральная районная больница”, Муниципальное учреждение “Центр культуры муниципального образования “Майминский район””, Муниципальное учреждение “Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования “Майминский район””, Муниципальное учреждение “Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования “Майминский район””, Отдел образования администрации муниципального образования “Майминский район”, Муниципальное учреждение “Центр культуры муниципального образования “Майминский район””. По основным направлениям реализации Программы создаются рабочие группы. Перед членами каждой рабочей группы ставятся соответствующие задачи и сроки их исполнения. Исполнители в установленные сроки отчитываются перед координационным советом при Главе МО “Майминский район” о выполнении мероприятий по реализации Программы, формируют бюджетную заявку на ассигнования из республиканского бюджета и представляют ее на рассмотрение в координационный совет. Исполнители в целях реализации мероприятий Программы на муниципальном уровне заключают соглашения с органами местного самоуправления на условиях софинансирования.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||