Авторизация
Поиск на сайте
Реклама
|
Приложение №1 к Решению сессии Майминского районного Совета депутатов №13-17 от 25 сентября 2009 года Об утверждении Комплексной Программы «Демографическое развитие муниципального образования «Майминский район» на 2010-2013 годы» КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАЙМИНСКИЙ РАЙОН» НА 2010-2013 ГОДЫ» Паспорт программы Наименование программы «Демографическое развитие муниципального образования «Майминский район» на 2010-2013 годы» Нормативно-правовая база разработки программы - Указ Президента Российской федерации от 09.10.2007 года №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской федерации на период до 2025 года»; - Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Заказчик программы Майминский районный Совет депутатов Исполнители основных мероприятий Программы Администрация МО «Майминский район», Управление по социальным вопросам МО «Майминский район», Отдел образования МО «Майминский район», МУЗ «Майминская центральная районная больница», МУ «Управление социальной защиты населения» МО «Майминский Район», МУК «Межпоселенческая центральная библиотека», МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» МО «Майминский район», МУ «Центр культуры» МО «Майминский район» Отдел труда УПСВ Администрации МО «Майминский район». Основные цели и задачи Программы Основной целью Программы является стабилизация численности населения и создание условий для последующего ее роста. Задачи программы: - сокращение уровня смертности не менее чем в 1, 6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; - сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза; - укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни; - повышения уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; развитие социальной инфраструктуры района, повышение качества и доступности социальных услуг для населения; - поддержка социально уязвимых групп населения; - снижение производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости. Сроки реализации Программы 2010-2013 годы. Основные направления Программы - укрепление здоровья населения и увеличение продолжительности жизни населения; - укрепление семьи и повышение рождаемости; - формирование здорового образа жизни; - развитие физической культуры и спорта, отдыха; - развитие системы образования; - поддержка социально уязвимых групп населения; - улучшение жилищных условий населения Майминского района; - улучшение условий и охраны труда. Объемы и источники финансирования Общий объем финансирования программы в 2010-2013 годах составит 113975,4 тыс. руб. Основные источники финансирования: - планируемые средства республиканского бюджета – 87946,0 тыс. руб. - планируемые средства бюджета муниципального образования «Майминский район» – 26029,4 тыс.руб. Ожидаемые основные результаты реализации Программы Реализация настоящей Программы позволит обеспечить: - увеличение охвата детей дошкольным образованием с 3-х до 7 лет с 51% до 70%; - рост удельного веса молодых семей, улучшивших жилищные условия, до 2,3 %; - снижение уровня общей смертности на 10%, снижение уровня младенческой смертности на 10 %; - снижение смертности от травм на 10%; - повышение образовательного уровня в вопросах охраны труда участников производственного процесса; - снижение травматизма и профзаболеваний, сохранение жизни и здоровья работников; - увеличение показателя рождаемости на 10%, снижение показателя младенческой смертности до 10 %; - увеличение продолжительности жизни у мужчин на 2,5 года, у женщин - на 1,5 года; - рост числа родившихся вторых и последующих детей до 8%; - снижение уровня женских заболеваний на 0,5 %; - увеличение объема и повышение качества услуг, оказываемых семьям с детьми; - улучшение состояния физического здоровья семьи, пропаганда здорового образа жизни. Организация контроля Контроль за реализацией Программы осуществляет Майминский районный Совет депутатов. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляет Управление финансов Администрации муниципального образования «Майминский район». Анализ демографической ситуации в Майминском районе за 2003-2007 годы Определяющими факторами демографических процессов на территории района в течение 2003-2006 годов оставалась естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся). Но за счет миграции численность постоянного населения Майминского района с 2005 года постоянно растет. За 2007 год численность постоянного населения Майминского района увеличилась на 1,49% и составила на 1 января 2008 года 27991 человек. Основным фактором увеличения населения и является миграционный прирост, показатель миграционного прироста в расчете на 1000 населения по итогам 2007 года составил 11, 8 человек (в 2006 году – 7,9 человек). Число прибывших на территорию района в 2007 году составило 889 человек, что на 14,7 % выше уровня 2006 года. Число выбывших за отчетный год составило 562 человек, прирост к уровню 2006 года – 0,54. Миграционный прирост по итогам 2007 года – 327 человек, что на 51,4 % выше предшествующего года. По национальному составу русских в районе 87%, алтайцев 7%, казахов 0,7 %, армян 0,4 %, немцев 0,7%, украинцев 1,1 %, и других национальностей 2,3%. По уровню образования высшее профессиональное образование имеют 12 % населения, среднее профессиональное – 30%, начальное профессиональное образование – 13%, среднее общее – 15%, начальное общее – 9,8%, не имеют начального общего 1,5 %, из них неграмотные 0,8%. Средняя плотность населения составляет 21,4 человек на 1 кв.км. В Майминском районе самая высокая плотность среди всех районов Республики Алтай. В Майминском районе отмечается высокая доля трудоспособного населения, которая составляет более 66% от всего населения. Численность населения занятого в экономике составила на начало 2008 года 9511 человек. На формирование естественного прироста населения оказывает влияние уровень рождаемости. В 2007 году родилось 418 человек, из них: 47,6% мальчиков и 52,4% девочек. Общий коэффициент рождаемости в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличился на 16% и составил 15,2 промилле. Негативное влияние на динамику рождаемости в настоящее время оказывает откладывание рождений или смещение их к более старшему возрасту, что приводит к сокращению периода репродуктивного возраста, уменьшению вероятности рождения последующих детей. В 2005 году максимальный возраст матери составлял 45 лет, минимальный – 15 лет, максимальный возраст отца – 49 лет, минимальный – 17 лет. Динамика рождаемости во многом определяется складывающимися семейно-брачными отношениями. Об изменениях, происходящих в репродуктивном поведении населения и в характере брачно-семейных отношений, свидетельствует неуклонный рост доли родившихся вне зарегистрированного брака. Число таких рождений в общем числе родившихся неуклонно растет. Кроме того, проблема низкой рождаемости во многом связана со стабильностью браков. Эти показатели имеют общие базовые причины, такие как низкая ценность семьи и брака, философия бездетности и малодетности, политические и социально-экономические проблемы. Коэффициент брачности в отчетном году уменьшился на 7,9% и составил 8,2 промилле. Коэффициент разводимости увеличился на 4% и составил 5,2 промилле. Таблица 1 Основные показатели демографического развития муниципального образования «Майминский район» Показатели Ед.изм. 2005 год 2006 год 2007 год Численность постоянного населения чел 27396 27581 27991 Родившиеся чел 333 361 421 Умершие чел 404 392 338 Естественная убыль / прирост чел -71 -31 83 Прибыло чел 853 775 889 Выбыло чел 517 559 562 Миграционный прирост чел 336 216 327 Число браков ед. 173 244 229 Число разводов ед. 115 135 144 Причиной депопуляции также является высокий уровень смертности населения. За последние 5 лет показатель смертности в районе то вырастает, то снижается. Число смертей превысило число рождений в 2003 году на 107 человек, в 2005 году – 73 человека, в 2006 году – 32 человека, в 2004 году число умерших – 384 человек, число родившихся – 392 человек, в 2007 году умерших – 344 чел., число родившихся – 418 чел. Коэффициент смертности в 2007 году сократился на 14, 7 % и составил 12,2 промилле. Среди причин смертности ведущими остаются болезни органов кровообращения (44,1%), несчастные случаи, травмы и отравления (25,5%), онкологические заболевания (11,1%). В целом структуру причин смертности населения в районе отличает высокий уровень мужской смертности, потерь от несчастных случаев. Неестественные причины потеснили даже смертность от онкологических заболеваний. Остается высокой смертность населения в трудоспособном возрасте. Смертность трудоспособных мужчин в 3 раза превысила смертность женщин. Наиболее высокий уровень смертности населения в возрастных группах от 20 до 49 лет. Мужчины, умершие в данной возрастной группе, оставили более половины (62% от общего числа умерших в трудоспособном возрасте). На динамику смертности населения оказывают влияние: низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, ухудшение качества здоровья новорожденных, рост числа социально обусловленных заболеваний (туберкулез, алкоголизм, наркомания, травмы и другие), низкий уровень жизни населения. К факторам, воздействующим на состояние здоровья населения, относятся уровень благосостояния населения, образ жизни граждан, уровень развития здравоохранения, организация поддержки социально уязвимых групп населения, развитие физической культуры, спорта и отдыха. В 2007 году миграция, как фактор формирования населения, способствовала увеличению числа жителей района. Ежегодно население района пополняется на 216-327 человек, прибывших из других территорий. Одним из существенных факторов, влияющих на динамику демографических показателей, является уровень доходов населения. Основную долю в совокупном доходе составляет оплата труда. За 2007 год по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года среднемесячная заработная плата работников организаций в районе выросла на 24,5% и составила 10215,2 рублей в месяц. Она обеспечивала почти 2 прожиточных минимума трудоспособного населения. Одновременно необходимы меры по адресной поддержке социально уязвимых групп населения, которые не способны за счет собственных усилий повысить уровень жизни своих семей. Уровень зарегистрированной безработицы в Майминском районе в 2007 году составил 1,6% от численности экономически активного населения. Таким образом, сложившаяся демографическая ситуация требует разработки программных мероприятий для преодоления негативных тенденций в демографической ситуации. 2.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы Основной целью Программы является формирование предпосылок для улучшения демографической ситуации, поддержка семьи, материнства, детства и повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения в Майминском районе. Задачи Программы: - сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; - сокращение уровня материнской и младенческой смертности; - укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни; - повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; - укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; - решение жилищных проблем населения района, увеличение ввода в эксплуатацию жилья и обеспечение доступности его приобретения для населения; - развитие социальной инфраструктуры района, повышение качества и доступности социальных услуг для населения; - снижение производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости. Реализация Программы рассчитана на 2010-2013 годы. 3.Приоритетные направления в области демографии В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения приоритетными направлениями являются: Развитие системы ранней диагностики онкологических заболеваний; Профилактика травматизма, отравлений, борьба с курением, алкоголизмом, наркоманией среди подростков и молодежи; Совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи для сохранения репродуктивного здоровья населения; Совершенствование системы профилактики несчастных случаев, травм и отравлений, особенно трудоспособного населения; Развитие и укрепление учреждений здравоохранения. В области повышения рождаемости и укрепления семьи основными направлениями являются: - разработка стратегии и реализация семейной политики, ориентированной не только на социальную помощь семьям с детьми, но и на содействие в формировании и реализации внутреннего потенциала семей; - усиление комплексной социальной поддержки молодых семей: улучшение их жилищных условий, развитие системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья; - развитие услуг в сфере дошкольного воспитания и образования; - подготовка детей и молодежи к семейной жизни; - содействие доступности рынка жилья, прежде всего для многодетных семей; - активация работы по созданию социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и положительного опыта жизнедеятельности семей с несколькими детьми; - сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин. В области формирования здорового образа жизни: - проведение санитарно-просветительских мероприятий среди населения по формированию здорового образа жизни с использованием различных форм работы; - осуществление развития физической культуры и спорта; - проведение спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях и на территорий района; - пропаганда физической культуры и спорта на территорий Майминского района; - ежегодный ремонт спортивных сооружений в образовательных учреждениях и спортивных площадках. В области развития инфраструктуры: Реализация комплекса мероприятий по сохранению и развитию сети дошкольных образовательных учреждений района, в том числе: - строительство детских садов; - строительство спортивных площадок в дошкольных образовательных учреждениях района; - укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений; - ремонт и обновление спортивных площадок в дошкольных образовательных учреждениях. 4.Система программных мероприятий Программам содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей Программы (приложение 1). Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем на протяжении ряда лет, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения. 5. Ресурсное обеспечение Программы Мероприятия Программы реализуется за счет средств бюджета Республики Алтай, средств районного бюджета и прочих источников. Общий объем финансирования программы в 2010-2013 годах составит 113975,4 тыс. рублей. Основные источники финансирования: - планируемые средства республиканского бюджета – 87946,0 тыс. руб. - планируемые средства бюджета муниципального образования «Майминский район» - 26029,4 тыс. руб. В том числе в 2010 году – 28822,5 тыс. руб., в 2011 году – 33964,4 тыс. руб., в 2012 году – 26719,2 тыс. руб., в 2013 году – 24469,4 тыс. руб. 6. Ожидаемые результаты реализации Программы Программа может рассматриваться в качестве первого этапа решения всего комплекса проблем, связанных с улучшением демографической ситуации в Майминском районе. Она направлена на решение проблем, которые могут стать или же становятся сдерживающими факторами демографического развития. Это позволит стимулировать рождаемость, создать предпосылки для снижения младенческой смертности. Такой подход принесет максимальный эффект от вложения бюджетных средств. Реализация настоящей Программы обеспечит: увеличение охвата детей дошкольным образованием с 3-х до 7 лет с 51% до 70%; рост удельного веса молодых семей, улучшивших жилищные условия, до 2,3%; снижение уровня общей смертности на 10%, снижение уровня младенческой смертности на 10%; снижение смертности от травм на 10%; повышение образовательного уровня в вопросах охраны труда участников производственного процесса; снижение травматизма и профзаболеваний; сохранение жизни и здоровья работников; увеличение показателя рождаемости на 10%, снижение показателя младенческой смертности до 10%; увеличение продолжительности жизни у мужчин на 2,5 года, у женщин на 1,5 года; рост числа родившихся вторых и последующих детей до 8 %; снижение уровня женских заболеваний на 0,5 %; увеличение объема и повышение качества услуг, оказываемых семьям с детьми; улучшение состояния физического здоровья семьи, пропаганда здорового образа жизни. 7. Система управления реализацией программы Реализация Программы предполагает: - объединение органов местной власти, всех уровней общественных объединений и организации, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала, улучшение демографической ситуации в Майминском районе. - реализацию мероприятий в области здравоохранения, труда и социального развития, образования, молодежной политики, занятости, культуры, миграции, направленных на улучшение положения детей, женщин, семьи. Заказчиком Программы является Майминский районный Совет депутатов. Исполнителями программы являются: Администрация МО «Майминский район», Управление по социальным вопросам МО «Майминский район», Отдел образования МО «Майминский район», МУЗ «Майминская центральная районная больница», МУ «Управление социальной защиты населения» МО «Майминский район», МУК «Межпоселенческая центральная библиотека», МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» МО «Майминский район», МУ «Центр культуры» МО «Майминский район», Отдел труда УПСВ Администрации МО «Майминский район». Исполнители обеспечивают: - выполнение мероприятий Программы; - подготовку предложений по корректировке Программы на соответствующий год; - формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы; - подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации Программы в отчетном году; - постоянный мониторинг и анализ демографических процессов и корректировку на их основе конкретных мер демографической политики в районе; - оказание конкретной помощи в реализации мероприятий данной Программы на уровне муниципальных образований поселений. Координацию и оценку реализации Программы осуществляет заместитель Главы Администрации муниципального образования «Майминский район», Майминский районный Совет депутатов. Назад в раздел
|
|
|