Муниципальная адресная программа
«Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании «Майминский район» на 2008 -2009 годы
Майма, 2008
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Проведение капитального ремонта жилищного фонда является составной частью решения жилищной проблемы и проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства.
Жилищный фонд Майминского района составляет 468,3 тыс. кв. метров Высокой остается степень изношенности объектов: Износ основных фондов по жилищному хозяйству на
Наибольшее количество жилых домов возведено в 1940-1970 гг., причем из общего количества жилых строений более 54% имеют износ до 80%. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 5,4% во всем жилищном фонде.
Основными причинами возникновения ветхого жилищного фонда являются:
- тяжелые условия формирования жилищного фонда за последний период;
- естественное старение жилых домов первых массовых серий;
- недостаточное выделение средств на капитальный ремонт и текущее содержание;
- отсутствие контроля со стороны организаций за техническим состоянием жилищного фонда, находящегося в их собственности или хозяйственном ведении, оперативном управлении.
На сегодняшний день ветхий жилищный фонд на территории Майминского района составляет 89 домов площадью 85,6 тыс. кв. м с износом свыше 30%. Из них 6 жилых домов - деревянной конструкции площадью 4,3 тыс. кв. м, 83 жилых дома - каменной конструкции площадью 81,2 тыс. кв. м.
Остро необходим ремонт кровель 66 домов.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими основными факторами:
- масштабностью и социальной значимостью проблемы:
- неудовлетворительным состоянием жилищного фонда и его прогрессирующим износом.
Программой предусмотрен наиболее эффективный и приемлемый капитальный ремонт жилых домов, который включает:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
- ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
- ремонт крыш;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
- утепление и ремонт фасадов;
- проведение комплексных мероприятий по энергосбережению.
2. Цели и задачи Программы
Программа разработана в целях проведения капитального ремонта многоквартирных домов, улучшения физического состояния жилищного фонда района.
Цели Программы:
- сокращение жилищного фонда, требующего капитального ремонта;
- обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилищном фонде с высоким процентом износа.
Программа ориентирована на выполнение следующих задач:
- реформирование жилищно-коммунального хозяйства согласно Федеральному закону от 21 июля 2007 года №185-ФЗ;
- переход от пообъектного капитального ремонта ветхих домов к комплексному капитальному ремонту жилых многоквартирных домов;
- улучшение условий проживания в ремонтируемых жилых домах;
- разработка механизма использования привлеченных средств для решения проблемы ликвидации ветхого жилищного фонда;
- продление сроков эксплуатации жилищного фонда.
3. Мероприятия по реализации Программы
Основным направлением мероприятий по реализации Программы являются капитальный ремонт многоквартирных жилых домов.
Капитальный ремонт многоквартирного дома – проведение, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов включает в себя комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с улучшением основных технико-экономических показателей здания, и осуществляемых в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема предоставляемых услуг населению, а также включает в себя устранение признаков морального и физического износа жилищного фонда, замены оборудования, ремонта устаревших элементов, конструкций и деталей, повышения качества отделки.
При капитальном ремонте многоквартирных домов Программой предусмотрены:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
- ремонт крыш;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
- утепление и ремонт фасадов.
Перечень мероприятий адресной муниципальной Программы приведен в Приложении №1.
3.1. Организационные мероприятия
Капитальный ремонт многоквартирных домов требует поэтапного организационного обеспечения. Комплекс организационных мероприятий включает:
- выполнение условий статьи 14 федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ;
- согласование на проведение капитального ремонта с собственниками жилого фонда;
- разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта жилых домов;
- утверждение проектно-сметной документации и согласование с собственниками жилых домов в соответствии с основными положениями градостроительного законодательства;
- проведение капитального ремонта жилых домов, согласно утвержденной документации;
- полное или частичное отселение жителей в маневренный фонд на период проведения капитального ремонта;
- контроль за соблюдением нормативных сроков проведения работ по капитальному ремонту;
- ввод объекта в эксплуатацию, заселение жителей.
В ходе организации работ по капитальному ремонту разрабатываются:
- организационно-технологические схемы всех аспектов капитального ремонта жилья;
- схемы взаимодействия с жителями, заключения договоров;
- технологические системы капитального ремонта жилья без отселения жителей;
- системы безопасности проведения работ без отселения жителей.
3.2. Мероприятия по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей и сооружений
Технические мероприятия по капитальному ремонту внутридомовых, магистральных и внутриквартальных инженерных сетей и сооружений предусматривают мероприятия по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению, канализованию, энерго-сбережению.
Теплоснабжение.
Капитальный ремонт систем теплоснабжения жилья с учетом установки приборов учета потребления ресурсов, а также за счет утепления и ремонта фасадов и ремонта крыш зданий приведет к экономии тепла. Капитальный ремонт сетей теплоснабжения проводится по мере необходимости и учитывается в стоимости капитального ремонта жилых домов в соответствии с выданными техническими условиями.
Электроснабжение.
Программа предусматривает капитальный ремонт и замену систем энергопотребления. Стоимость капитального ремонта электрических сетей входит в стоимость капитального ремонта жилых домов.
Водоснабжение.
Проведение капитального систем водоснабжения приведет к снижению потерь в системах водоснабжения. Установка приборов учета водоснабжения обеспечит точный контроль расхода потребления воды.
Канализование.
Стоимость капитального ремонта сетей канализации при комплексном капитальном ремонте определяется в каждом конкретном случае и включается в общую стоимость капитального ремонта жилых домов.
Энергосбережение.
Капитальный ремонт жилых домов с ремонтом подвальных помещений, с утеплением и ремонтом фасадов, с ремонтом крыш зданий и установкой приборов учета энергоресурсов позволит существенно снизить энергозатраты на отопление зданий, с одновременным улучшением микроклимата в помещениях.
За 20 - 30 лет кровли выработали нормативные сроки эксплуатации по морозостойкости и водонепроницаемости. В результате железобетонные плиты разрушаются до арматуры, восстановить их не в стационарных условиях без демонтажа невозможно. В соответствии с требованиями техники безопасности работы по демонтажу кровельных плит существующей застройки могут проводиться только с условием отселения жителей двух верхних этажей жилого дома.
В ходе реализации Программы предусматривается использование части средств, выделяемых на капитальный ремонт жилищного фонда.
4. Механизм реализации и контроль за ходом исполнения Программы
Реализация Программы осуществляется администрацией муниципального образования «Майминский район» в соответствии с действующими нормативными актами.
Исполнители мероприятий по реализации Программы:
- планируют работы по Программе;
- проводят мероприятия в рамках Программы;
- привлекают материально-технические, финансовые и иные ресурсы для реализации мероприятий Программы.
Контроль за исполнением Программы и координацию деятельности всех исполнителей Программы осуществляет администрация муниципального образования «Майминский район», Министерство регионального развития Республики Алтай.
5. Оценка эффективности и ожидаемые результаты
реализации Программы
Реализация задач и выполнение мероприятий Программы предполагает достижение результатов в соответствии с таблицей 5.1.
Таблица 5.1
Результаты реализации Программы
№ п\п |
Наименование показателя |
Единица
|
Количество |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Количество домов после капитального ремонта |
шт. |
89 |
2 |
Общая площадь ремонтируемых многоквартирных домов, в том числе: |
тыс. кв. м |
85,6 |
жилой площади |
тыс. кв. м |
55,541 | |
3 |
Количество квартир после
|
шт. |
1796 |
4 |
Количество семей, улучшивших
|
шт. |
1854 |
5 |
Привлечение инвестиций |
тыс. рублей |
56516,348 |
6 |
Продление сроков эксплуатации
|
лет |
25 |
6. Обоснование программных мероприятий и расчет необходимого ресурсного обеспечения
6.1. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые средства для решения проблемы капитального ремонта многоквартирных домов формируются за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета Республики Алтай и бюджета муниципальных образований, средства собственников жилья.
Процент софинансирования: Фонд – 73,82%, Республика Алтай – 16,18%, МО – 5%, собственники – 5%.
6.2. Использование бюджетных ресурсов для проведения капитального ремонта многоквартирных домов
Взаимоотношения муниципального образования «Майминский район» в лице представителя муниципального заказчика Программы (администрации МО «Майминский район») с Министерством регионального развития Республики Алтай регулируются соглашением (договором).
Финансовыми ресурсами являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, республиканского бюджета Республики Алтай и местного бюджета соответствующего муниципального образования, направленные на финансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, средства собственников жилья.
Ресурсами местного бюджета могут быть в том числе:
- средства, получаемые от использования муниципальных земель;
- средства, получаемые от использования муниципальной недвижимости в жилищной сфере (плата граждан за наем муниципального жилищного фонда).
Средства от конкурсной продажи в собственность (или передачи в долгосрочную аренду) престижных земельных участков, под коммерческое строительство являются одним из наиболее эффективных источников ресурсов.
При использовании средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства рекомендуется учитывать следующее:
- средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства являются основным финансовым источником реализации Программы.
- средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства могут быть предоставлены Республике Алтай на цели финансовой поддержки капитального ремонта многоквартирных домов на условиях исполнения муниципальными образованиями Республики Алтай положений Программы.
Порядок расходования средств осуществляется в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185.
6.4. Ресурсное обеспечение Программы
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 №185-ФЗ, источники и размеры финансирования формируются за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетов субъектов Российской Федерации (включая местные); средства собственников жилых помещений.
Затраты на реализацию мероприятий Программы составляют в средних текущих ценах 2008 года по Майминскому району 56516348,84 руб. Необходимый совокупный размер - 56516348,84 руб., средства собственников жилых помещений – 2825817 руб.
Объемы бюджетных ассигнований подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год.
Программа предусматривает использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в качестве источника софинансирования реализации Программы.
При разработке проекта решения о бюджете МО «Майминский район» ежегодно должны предусматриваться отдельной строкой средства местного бюджета, направляемые на финансирование Программы. Программа учитывает, что в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», критериями предоставления МО «Майминский район» средств фонда являются:
- наличие разработанной и утвержденной муниципальной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов;
- наличие заключенных договоров между Республикой Алтай и муниципальными образованиями о совместных действиях по организации финансирования программных мероприятий;
- внесение в расходную часть бюджета МО «Майминский район» средств на реализацию Программы;
- документальное подтверждение МО «Майминский район» целевого расходования консолидированных бюджетных средств на реализацию программных мероприятий;
- отношение объемов бюджетных и внебюджетных средств к их общему объему, необходимому для финансирования Программы (с учетом увеличения доли средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы).
7. Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы
Произведенные капитальный ремонт позволит улучшить техническое состояние жилых домов в МО «Майминский район», что приведет к сокращению затрат на дальнейшее техническое обслуживание и эксплуатацию, а также к решению важных социально-экономических задач:
– повышение качества проведения капитального ремонта жилых домов;
– получение сведений в результате технической инвентаризации жилых домов, являющихся основой для осуществления последующих капитального ремонта жилых домов;
– создание благоприятных условий на территории МО «Майминский район» для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
– снижение социальной напряженности в обществе;
– создание дополнительных рабочих мест;
– улучшение демографической ситуации в регионе;
– улучшение состояния здоровья населения.
Также использование финансовых средств, привлекаемых для реализации Программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.