Право граждан на обращение является конституционным правом, поскольку закреплено и гарантировано Конституцией Российской Федерации. При этом в Основном Законе нашего государства закрепляются лишь общие положения. Данное право выражается в том, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» несколько расширяет данное понятие, закрепив также право обращения не только в органы власти, но и непосредственно к должностным лицам.
Право граждан на обращение реализуется посредством направления заявления, предложения, жалобы.
Очевидно, что данные обращения имеют свои особенности.
Предложение представляет рекомендацию гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба как вид обращения является просьбой гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
При этом форма обращения может быть как письменной, так и устной.
Федеральным законом установлен единый порядок рассмотрения обращений. Прежде всего это проявляется в обязанности регистрации всех письменных обращений, направленных с соблюдением предусмотренных законом требований, в течение трех дней с момента его поступления. Кроме того, обязательные сроки предусмотрены и в отношении периода рассмотрения обращения. Письменное обращение рассматривается в течение тридцати дней со дня его регистрации.
Особенность устного обращения заключается в том, что гражданин реализует данное право через личный прием с руководителями и уполномоченными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.
Правовое закрепление права на обращение способствует развитию правовой культуры российского общества, поскольку предоставляет гражданам возможность проявлять свою активность путем использования правовых норм в восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай осуществлен полный комплекс мер, направленный на реализацию права граждан на обращение.
Свои предложения, заявления, жалобы граждане могут направить:
на почтовый адрес Управления (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, д. 8),
на адрес электронной почты (04_upr@rosreestr.ru),
факсимильной связью: (38822) 6-15-22,
путем заполнения специальной формы на официальном сайте Росреестра (rosreestr.ru),
позвонив по телефону доверия (38822) 6-77-36,
а также оставить обращения в книгах жалоб и предложений, размещенных в структурных подразделениях Управления,
кроме того, право граждан обращаться лично может быть реализовано в ходе личного приема, который осуществляется согласно графику, размещенному на информационных стендах структурных подразделений, в региональном блоке Управления на официальном сайте Росреестра.
Все письменные и устные обращения граждан, а также содержащиеся в них замечания, предложения систематически обобщаются и анализируются в целях изучения общественного мнения, совершенствования работы Управления.
Управление Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай