03.10.2018
Перечень наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений земельного законодательства
Управление Росреестра по Республике Алтай информирует, что согласно установленному Правительством Российской Федерации порядку, к компетенции Росреестра и его территориальных органов отнесено осуществление контрольных мероприятий за соблюдением выполнения требований земельного законодательства на территории Республики Алтай.
Должностными лицами Управления проведён анализ наиболее часто встречающихся нарушений земельного законодательства в регионе за первое полугодие 2018 года, составлен перечень таких нарушений и рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях их недопущения.
Основными нарушениями являются:
1. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Ответственность за правонарушение установлена ст. 7.1 КоАП РФ.
Санкция: наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц -от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Зачастую указанное нарушение совершается в ходе изменения фактических границ земельного участка, в результате которого увеличивается площадь участка за счет смежных земельных участков или земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют сведениям, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), особенно при строительстве объектов капитального строительства и ограждения.
В случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ используемого земельного участка, рекомендуем обратиться к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ.
2. Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Ответственность за правонарушение установлена ч. 25 ст. 19.5 Ко АП РФ.
Санкция: наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Указанное нарушение вызвано игнорированием или уклонением лиц, в отношении которых были выданы предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации, от устранения нарушения в установленный срок.
В целях недопущения нарушений данным лицам необходимо в сроки, установленные предписанием принимать меры, направленные на устранение нарушений.
В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.
К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.
3. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Ответственность за правонарушение установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Санкция: наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
За первое полугодие 2018 года государственными инспекторами Республики Алтай:
- проведено 234 проверки, в том числе 56 проверок по исполнению предписаний;
- наложено административных штрафов на сумму 206,0 тыс. руб.;
- взыскано штрафов по постановлениям вступившим в силу 126,0 тыс. руб.
В целях недопущения указанных нарушений необходимо изучить правоустанавливающие документы на земельный участок, в частности категорию земель и вид разрешенного использования. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В рамках проведения профилактических мероприятий, направленных на недопущение нарушения требований земельного законодательства по использованию земельных участков должностными лицами Управления ежемесячно проводятся консультации, разъяснения в форме «горячих» телефонных линий по телефону 8 963 198 5767. Кроме того, активно проводятся собеседования с подконтрольными субъектами в процессе подготовительных мероприятий к проведению плановых проверок.