Размер:
100%150%200%
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
с. Майма, ул. Ленина, 22
Наш адрес
+7 (388-44) 22-2-42
Приемная

Обзор основных изменений законодательства Российской Федерации, регламентирующих противодействие экстремизму и терроризму

14.10.2022
Обзор основных изменений законодательства Российской Федерации, регламентирующих противодействие экстремизму и терроризму

Новые вызовы и угрозы, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, деструктивная деятельность ряда некоммерческих организаций и иные обстоятельства обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования правовой основы противодействия экстремизму и терроризму.

Так, в 2022 году внесены следующие изменения:

Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена административная ответственность за нарушение установленного запрета публичного отождествления роли СССР и фашистской Германии в ходе Второй мировой войны.

Нарушение установленного законом запрета в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средстве массовой информации (далее - СМИ) либо при размещении информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет, тождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, а также отрицания решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей либо административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 2 тыс. до 4 тыс. рублей; на юридических лиц - от 10 тыс. до 50 тыс. рублей.
Повторное совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей либо административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 5 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, и за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации.

Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на должностных лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

Те же действия, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, а равно создающие угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на должностных лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. рублей; на юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц, совершенные гражданином РФ и (или) российским юридическим лицом, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на должностных лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» введена уголовная ответственность за действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации и призывы к введению санкций.

Так, введена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Максимальное наказание за совершение указанного преступления составляет 3 года лишения свободы.

Повышенная уголовная ответственность предусмотрена, в частности, за совершение указанного деяния:

- лицом с использованием своего служебного положения;
- группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Также введена уголовная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года. Максимальное наказание за совершение указанного преступления составляет 3 года лишения свободы.

При этом повышенная уголовная ответственность предусмотрена за совершение указанных деяний, повлекших смерть по неосторожности или причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка либо создавших помехи функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

За призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении РФ, граждан РФ либо российских юридических лиц, совершенные гражданином РФ после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, максимальное наказание составит 3 года лишения свободы.
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» направлен на защиту национальных интересов, прав и свобод граждан от новых форм преступной деятельности, и угроз государственной безопасности.

В частности, вводится уголовная ответственность за:
- участие гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам Российской Федерации;
- сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией;
- публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства;
- неоднократные пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганду либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами;
- нарушение требований по защите государственной тайны.

Переход на сторону противника будет считаться государственной изменой. Под переходом на сторону противника понимается участие лица в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники.

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в статью 265.10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 13 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в целях проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, на Минюст России возложена обязанность по ведению единого реестра сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.

Включению в единый реестр подлежат сведения о физическом лице, являвшемся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастность которого к деятельности экстремистской или террористической организации установлена вступившим в законную силу решением суда.

Состав предоставляемых сведений и порядок их предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Также на Минюст России возложено ведение банка данных экстремистских материалов, в который вносятся поступившие из суда копии решений о признании информационных материалов экстремистскими и экстремистские материалы.
Сведения, содержащиеся в банке данных, являются информацией ограниченного доступа и предоставляются должностным лицам органов, участвующих в противодействии экстремистской деятельности, в соответствии с их компетенцией.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня его официального опубликования.

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введены новые меры регулирования в информационной сфере.

В случае запрета (ограничения) на территории иностранного государства деятельности российского СМИ в качестве ответной меры на основании решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей на территории Российской Федерации может быть запрещена (ограничена) деятельность иностранного СМИ, зарегистрированного на территории такого иностранного государства и распространяющего свою продукцию на территории Российской Федерации.

Кроме того, законом определены случаи, в которых на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей деятельность СМИ может быть приостановлена, регистрация СМИ признана недействительной или может быть прекращено действие лицензии на вещание.

Так, в частности, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители вправе вынести требование о приостановлении деятельности в случае выявления распространения средством массовой информации под видом достоверных сообщений:

- недостоверной общественно значимой информации, создающей угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи либо повлекшей указанные или иные тяжкие последствия;
- недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств;
- недостоверной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности и др.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» принят в целях повышения эффективности регулирования института иностранных агентов.
Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и/или находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены настоящим законом.

В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр. Также ведется единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами. Закреплен порядок включения в реестр и исключения из него.
Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам (сотрудникам), а также обязан маркировать производимые или распространяемые материалы.

Предусмотрен порядок проведения плановых и внеплановых проверок деятельности иностранных агентов.

Кроме того, предусмотрены целый ряд ограничений, связанных со статусом иностранного агента, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об иностранных агентах.

Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»
В рамках мобилизации будет осуществляться призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане России, призванные на военную службу по мобилизации, получат статус контрактников.

Уровень денежного содержания призванных на военную службу по мобилизации, будет соответствовать уровню денежного содержания служащих по контракту.
Установлены основания увольнения с военной службы контрактников, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации, в период частичной мобилизации.

Работающим в организациях ОПК, предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации на период работы в этих организациях.
Федеральным законом № 365-ФЗ 24 сентября 2022 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» усилена уголовная ответственность военнослужащих за совершение преступлений против военной службы, совершенных в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий. К ним относятся такие преступления, как неисполнение подчиненным приказа начальника, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, насильственные действия в отношении начальника, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, пограничной службы, караульной службы, внутренней службы и патрулирования в гарнизоне, уничтожение или повреждение, а также утрата военного имущества.

Федеральным законом также введена уголовная ответственность военнослужащих за добровольную сдачу в плен, а также за совершение мародерства в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.