РЦП по Майминскому району на 2009-2012 г



Приложение №1
к Решению сессии Майминского районного Совета депутатов №13-12 от 25 сентября 2009 года Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Майминском районе на 2009-2012 годы»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЙМИНСКОМ РАЙОНЕ НА 2009-2012 ГОДЫ»

Паспорт Программы
Наименование Программы    «Развитие малого и среднего предпринимательства в Майминском районе на 2009-2012 годы»
Основания разработки Программы
    -Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
- Закон Республики Алтай от 30 ноября 2007 года № 74-РЗ «О республиканской целевой программе «Развития малого предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы»
Заказчик Программы    Майминский районный Совет депутатов
Основные разработчики Программы    Управление имущественных отношений и экономического развития администрации муниципального образования «Майминский район»
Цель Программы    Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике района, обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на районном уровне
Задачи Программы        развитие инфраструктуры информационной поддержки малого и среднего предпринимательства;
    развитие эффективных финансовых механизмов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства;
    поддержка развития субъектов малого и среднего предпринимательства в таких отраслях реального сектора экономики, как туризм, транспорт, строительство, промышленность;
    устранение административных барьеров на
пути развития малого предпринимательства
Сроки реализации Программы    Срок реализации Программы 2009-2012 годы
Исполнители программы    Управление имущественных отношений и экономического развития администрации муниципального образования «Майминский район», Управление финансов администрации муниципального образования «Майминский район», предприятия, организации
Объем и источники финансирования Программы    Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 13644 тыс. рублей, в том числе:
    2009 год – 2311 тыс. руб., из них: расходы муниципального бюджета – 711 тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай – 1600 тыс. рублей;
    2010 год – 5211тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета – 1511тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай – 3700 тыс.  рублей;
    2011 год – 2811тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета – 811 тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай 2000 тыс. рублей;
    2012 год – 3311тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета – 1011 тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай 2300 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы    Реализация мероприятий Программы позволит получить следующие результаты:
- увеличение количества занятых в сфере
малого и среднего предпринимательства до 40% от занятых в экономике района;
- увеличение объема инвестиций в основной
капитал организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, до 60% от общего объема инвестиций в основной капитал;
- увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на 25%;
- распространение опыта работы малых  и средних предприятий, добившихся наибольших успехов в бизнесе, а также формирование положительного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве;
- увеличение субъектов малого предпринимательства на 15%.
Система организации контроля за исполнением Программы    Контроль за реализацией Программы осуществляет Майминский районный Совет депутатов муниципального образования «Майминский район»;
Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляет Управление финансов Администрации муниципального образования «Майминский район»
Предполагаемые участники Программы    Субъекты малого и среднего предпринимательства

1. Общие положения
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Республики Алтай от 30 ноября 2007 года №74-РЗ "О республиканской целевой программе «Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы".
Актуальность разработки Программы обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на районном уровне.
Предметом регулирования целевой Программы является выполнение комплекса мероприятий, направленных на развитие предпринимательской деятельности в Майминском районе.
В настоящей Программе используются термины, определенные Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Анализ ситуации в стране свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Оно вбирает в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы. В малый бизнес вовлекается все большее количество граждан.
Малое и среднее предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических и социальных проблем:
- создание прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды;
- расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней;
- снижение остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест;
- насыщение рынка разнообразными товарами и услугами;
- повышение уровня обеспечения населения товарами и услугами.
По объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, уплате налогов малые и средние предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупными производствами.
Малый и средний бизнес не требует крупных стартовых инвестиций и гарантирует быстрый оборот ресурсов, оперативно решая проблемы реструктуризации экономики. Создав для малого и среднего предпринимательства благоприятные условия, можно ожидать значительного эффекта уже в краткосрочной перспективе. При этом решается целый спектр социально-экономических задач: увеличение занятости и сокращение безработицы, повышение общего уровня доходов населения, улучшение обеспечения населения товарами и услугами, пополнение бюджетов всех уровней.
По данным государственной статистики по состоянию на 01.01.2009 года в Майминском районе зарегистрировано 390 малых и средних предприятия и 1155 индивидуальных предпринимателя. Численность занятых на малых и средних предприятиях (без внешних совместителей) составила 2258 человек. Малый и средний бизнес по состоянию на 01.01.2009 года составляет 33,1% от занятых в экономике района. Отраслевая структура малых и средних предприятий: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств – 29%; строительство – 26%; промышленность - 19,5%; ресторанный и гостиничный бизнес – 6,1%; сельское хозяйство – 5,9%; другие отрасли – 13,5%.
Муниципальное образование «Майминский район» среди остальных муниципальных образований республики за 2008 год по показателю «Оборот малых предприятий»- в абсолютном значении – на 2 месте, из расчета на душу населения – на 2 месте.
Сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о развитии бизнеса преимущественно в сфере оптовой и розничной торговли. В последние годы наметилась положительная тенденция роста производства продукции, работ и услуг собственными силами малых и средних предприятий. В 2008 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 764,2 млн. рублей. В объеме промышленного производства по району доля малых и средних предприятий по составила 82%. Инвестиции организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, возросли в 2008 году до 2013,8 млн. рублей, что составляет 67,9% в общем объеме инвестиций.
На оплату труда малыми и средними предприятиями в 2008 году было направлено 205,8 млн. рублей, что составляет 23,7 процентов от фонда заработной платы, начисленного работникам предприятий и организаций всех отраслей экономики. Среднемесячная начисленная заработная плата занятых в малом предпринимательстве составила 4127,5рублей, что на 40,6% ниже, чем в среднем по району. В 2008 году выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг по всем видам деятельности составила 1456,5 млн. рублей. Наибольшая выручка была получена на предприятиях, зарегистрированных в сфере торговли и общественного питания – 47,9% от общей суммы, 21,9% – в строительстве, 12% на промышленных предприятиях.
Поступления налогов в муниципальный бюджет от экономической деятельности субъектов малого предпринимательства в 2008 году в виде единого налога на вмененный доход составили 6948 тыс. рублей.
Сфера малого и среднего бизнеса оказывает все большее влияние на развитие российской экономики и процессы ее стабилизации. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основным источником создания рабочих мест.
Но при создании малого и среднего предприятия (МП), потенциальный предприниматель сталкивается с целым комплексом проблем. Вот только некоторые из них:
выбор оптимальной организационно-правовой формы предприятия и создание уставных и регистрационных документов;
аренда офисных, складских и производственных площадей;
подбор персонала;
поиск финансирования;
организация качественного бухгалтерского учёта и налоговой отчётности;
оформление земельных, энергетических, имущественных и прочих отношений;
взаимоотношения с контролирующими организациями;
коррупция и организованная преступность.
Эти проблемы зачастую взаимозависимы и лишь усиливают друг друга. Столкнувшись даже с частью из этого далеко неполного перечня проблем, у большей части людей пропадает желание заниматься предпринимательской деятельностью. Предприниматели, которые несмотря на первоначальные проблемы решили продолжать деятельность, как правило на первых же шагах вынуждены делать массу ошибок, что приводит к высоким затратам и как следствие к неоправданным для начального периода деятельности долгам.
Малое предпринимательство нуждается во всесторонней поддержке, в том числе и государственной.
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства во многом зависит от действий государственных и муниципальных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого и среднего предпринимательства невозможно.
Основные мероприятия Программы направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, таких, как:
неразвитость системы информационной поддержки предпринимателей;
неразвитость механизмов финансовой поддержки малых и средних предприятий;
неравномерность развития малого и среднего предпринимательства в отраслевом разрезе;
ограничение доступа малых и средних предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;
административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства.

3. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации
Основной целью данной Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер поддержки на районном уровне.
Предлагаемый в Программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущей Программы развития малого предпринимательства в Майминском районе на 2003-2008 годы, с одной стороны продолжает реализацию ранее начатых проектов, а с другой ставит новые задачи:
    развитие эффективных финансовых механизмов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства;
    поддержка развития субъектов малого и среднего предпринимательства в таких отраслях реального сектора экономики как туризм, транспорт, строительство, промышленность, сельское хозяйство;
    поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение продукции малых и средних предприятий на региональные, межрегиональные и международные рынки;
    устранение административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.
Программа реализуется в один этап, срок реализации – 2009-2012 годы.

4. Система программных мероприятий
Все программные мероприятия сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источниками, объемами финансирования и отражены в Приложении №1 к настоящей Программе «Мероприятия по реализации целевой программы «Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании «Майминский район» на 2009-2012 годы».
Мероприятия Программы сгруппированы по трем направлениям:
1.    информационно-методическая поддержка предпринимательской деятельности;
2.    материально-финансовая поддержка предпринимательской деятельности.
3.    развитие деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

4.1. Информационно-методическая и организационная поддержка предпринимательской деятельности
Развитие системы информационного обеспечения предполагает проведение семинаров, конференций для участников субъектов малого и среднего предпринимательства, а также консультаций с целью разъяснения налогового законодательства, оказание помощи в организации и регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства, составлении бизнес-планов, публикации информационных материалов в средствах массовой информации. Развитие информационной системы позволит систематизировать и распространять опыт работы малых и средних предприятий, добившихся наибольших успехов в бизнесе, а также формировать положительное общественное мнение о малом и среднем предпринимательстве, что обеспечит привлечение дополнительных инвестиций, развитие производства района.
Это позволит повысить уровень информационной и консультационной поддержки, обеспечит привлечение инвестиций, защиту имущественных интересов, развитие производства и повышение эффективности хозяйственной деятельности. Кроме того, планируется проведение "Дня предпринимателя", конкурса «Лучший предприниматель года» с участием представителей органов муниципальной власти района и представителей органов контроля (надзора).

4.2. Материально-финансовая поддержка предпринимательской деятельности
Особое место в муниципальной поддержке малого бизнеса занимают финансовые механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Коммерческим банкам невыгодно работать с субъектами малого предпринимательства вследствие повышенного риска, незначительных по масштабам этих организаций запрашиваемых сумм и проблем залогового обеспечения. В связи с этим необходимо проводить с банками работу по разделению возникающих при кредитовании предпринимателей рисков, направленную на стимулирование кредитования ими сферы малого и среднего предпринимательства, и обеспечивающую доступность инвестиционных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Важная роль в решении этих задач отводится заключению соглашений с кредитными организациями. В связи с этим настоящей Программой планируется расширение спектра возможных схем доступа к кредитно-финансовым ресурсам субъектов малого и среднего предпринимательства.
В районе сформирован залоговый фонд для выдачи гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства на получение кредитов в коммерческих банках.
Предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по действующим кредитам, полученным в российских кредитных организациях хозяйствующими субъектами один из действенных финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства.
Субсидии предоставляются при условии использования кредитов хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере стройиндустрии, услуг и бытового обслуживания населения, в том числе имеющих социальную направленность (включая сферу общественного питания), в сфере туризма, глубокой переработки древесины и лектехсырья, легкой и горнодобывающей промышленности, в том числе добычи и реализации общераспространенных полезных ископаемых, а также сельского хозяйства.
Субсидии предоставляются на конкурсной основе в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств муниципального, республиканского бюджетов Республики Алтай, а также планируемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года N249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" средств федерального бюджета.
    Планируемый общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 13644тыс. рублей, в том числе:
    2009 год – 2311тыс. руб., из них: расходы муниципального бюджета – 711тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай – 1600 тыс. рублей;
    2010 год – 5211тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета – 1511тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай – 3700 тыс.  рублей;
    2011 год – 2811тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета – 811тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай 2000 тыс. рублей;
    2012 год – 3311тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета – 1011тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай 2300 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии муниципального бюджета «Майминский район» на очередной финансовый год и плановый период и участия в конкурсе, проводимому ежегодно министерством туризма и предпринимательства.
Средства республиканского бюджета привлекаются на конкурсной основе.
Реализация Программы может осуществляться также путем привлечения собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства района, создания условий для привлечения инвестиций других предприятий.
Ресурсное обеспечение Программы предусмотрено в приложении 1 к настоящей Программе.

6. Оценка бюджетной и социальной эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит получить следующие результаты:
- увеличение количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 45% от занятых в экономике района;
- увеличение доли производства товаров и услуг от субъектов малого предпринимательства в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом по району, до 91%;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, до 83% от общего объема инвестиций в основной капитал;
- увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства на 25%;
- увеличение количества субъектов малого предпринимательства на 15%;
- распространение опыта работы малых предприятий, добившихся наибольших успехов в бизнесе, а также формирование положительного общественного мнения о малом предпринимательстве.




Назад в раздел