Обоснование Программы ДОУ



1.Общие положения

Разработка муниципальной целевой программы «Развитие системы дошкольного образования муниципального образования «Майминский район» на 2009-2012 годы» (далее по тексту Программа) обусловлена необходимостью разрешения проблемы обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениях населения района и реализацией принципа доступности образовательных услуг для дошкольников всех слоев населения.
Муниципальная целевая Программа «Развитие системы дошкольного образования муниципального образования «Майминский район» на период с 2009-2012 годы», разработана на основе:
• Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
• Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями.
Программа должна быть ориентиром для органов государственной и муниципальной власти при решении вопросов, касающихся оказания поддержки семье в создании благоприятных условий для содержания и воспитания детей, обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей, предоставления качественного образования детям дошкольного возраста.


2. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения 
программными методами.
 
На 1 января 2008 года в Майминском районе проживают 2512 детей дошкольного возраста. Из 17 населенных пунктов имеют дошкольные образовательные учреждения всего 4 села (с. Майма, с. Соузга, с. Манжерок, с. Кызыл-Озек). В структуру общеобразовательных школ с. Подгорное и с. Бирюля включена первая ступень - дошкольного образования (по одной группе). В с. Усть – Муны создана предшкольная группа детей в составе которой 12 человек. 
Востребованность дошкольных образовательных учреждений в районе растет с каждым годом. Из всех рожденных от 2 – до 7 лет (2094 человека) посещают дошкольные учреждения 707 детей. 1375 (2-7 лет) детей не получают дошкольного образования, что составляет 73.6 %
Среди детей, не посещающих детские сады: дети инвалиды, часто болеющие или имеющие медицинский отвод от традиционного режима детского сада, из социально неблагополучных семей, дети, которые не получили место в дошкольных образовательных учреждениях (по причине дефицита мест).  
Данные психолого – педагогических исследований показывают, что у 40 % детей, которые приходят в первый класс из семьи, не развита мелкая моторика, у 60 % не развита устная речь, у 70 % не сформировано умение организовать свою деятельность, у большинства детей отсутствуют навыки работы в группе сверстников. Таким образом, складывается ситуация, когда в 1–й класс приходят дети, не имеющие стартовой подготовки в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому предшкольное образование рассматривается как проявление максимального внимания к доступности и качественному образованию детей 5-7 лет, которое ставит перед образовательными учреждениями следующие задачи:
1.Максимально полно охватить детей дошкольного возраста качественным дошкольным образованием;
2.Создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу;
3.Подготовить детей к школьному обучению в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
В дошкольных образовательных учреждениях работают 86 педагогов. 
Из них:
• 33 педагога - с высшим педагогическим образованием
• 45 - со средним специальным образованием, 
• 8 - без специального образования.
Воспитатели в своей деятельности используют программы, имеющие гриф «допущено» или «рекомендовано» Министерством образования Российской Федерации. В целях регуляции качества дошкольного образования, защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентации работы на педагогику развития дошкольных образовательных учреждений района работают по следующим программам: 
• «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
• «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой.
• Вместе с федеральным компонентом активно внедряется национально-региональный компонент в содержание дошкольного образования. Во всех 10 дошкольных образовательных учреждениях используется региональная программа «Росточек» автора Е.Н. Тобоевой, Хрестоматия по алтайской литературе для детей дошкольного возраста автора Г.Н. Акуновой. 
Педагоги дошкольных учреждений ежегодно проходят курсы повышения квалификации в Институте повышения квалификации работников образования. 
Не во всех дошкольных учреждениях имеются логопеды, психологи, инструктора по физической культуре.
Отсутствуют психологи: МДОУ «Детский сад «Огонек» с. Кызыл-Озек»; МДОУ «Детский сад «Ягодка» с. Майма»; МДОУ «Детский сад «Ручеек» с. Майма»; МДОУ «Детский сад «Олененок» с. Майма»; МДОУ «Детский сад «Медвежонок» с. Майма».
Отсутствуют логопеды: МДОУ «Детский сад «Огонек» с. Кызыл-Озек».
Только в одном дошкольном учреждении (МДОУ «Детский сад «Светлячок» с. Майма») -имеется ставка инструктора по физической культуре.
Из-за несвоевременной профессиональной коррекции функционального нарушения речи, дети страдают речевыми недостатками, и как следствие трудная обучаемость в школе и дезадаптивность в обществе.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в районе нет специализированных дошкольных учреждений или групп. Материальная база дошкольных образовательных учреждений не позволяет оптимально реализовывать мероприятия по охране и укреплению здоровья детей (детские сады не имеют физиокабинетов, оборудования для фитотерапии, массажных установок и т.д.)
Причины, повлиявшие на возникновение данной проблемы, заключаются в том, что:
- в 1985 -1992 гг. в районе функционировало 22 дошкольных учреждения: 10 учреждений в с. Майма, 12 детских садов располагались на периферии т.е. во всех селах дети имели возможность посещать детские сады;
- 1992-1996гг. сеть детских садов сократилась до 10.  
В результате лишь 26 % детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) посещают детские сады, и 6% охвачены другими формами дошкольного образования (предшкольная группа, группы развития);
Отсутствие достаточного финансирования из муниципального бюджета не позволяет:
• вести новое строительство дошкольных образовательных учреждений в районе; своевременно вести текущий и капитальный ремонт зданий;
• благоустраивать территории и оборудовать игровые площадки малыми архитектурными формами;
• приобретать необходимое технологическое, медицинское, спортивное оборудование; мягкий инвентарь; игровой, дидактический, научно-методический материал;
• открывать группы для детей с ослабленным здоровьем;
• осуществлять доплату работникам дошкольных учреждений за категорию, присвоенную по итогам аттестации учреждения.

3. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации.

  Основной целью данной программы является обеспечение конституционных прав граждан России на получение дошкольного образования, повышение качества образования и укрепление здоровья детей на основе сохранения и развития различных видов дошкольных образовательных учреждений.
  Программа развития ставит перед собой задачи:
• рассмотрение системы дошкольного образования как первой ступени непрерывной системы образования, обеспечивающей самоценность периода детства;
• достижение максимального охвата детей системой дошкольного образования детей от 2.6 до 7 лет, создание новых видов дошкольных учреждений (групп кратковременного пребывания, ориентированный на различный уровень физического и интеллектуального развития ребенка); 
• выравнивание стартовых возможностей дошкольников при поступлении в школу, 100% охват детей 5.5 лет подготовкой к обучению в школе;
• преемственность программ дошкольного и начального образования. Выбор педагогических систем, технологий обучения, согласованность и перспективность целей и задач образования, сохранение индивидуальности дошкольника и создание благоприятных условий для его адаптации в школе;
• снижение уровня заболеваемости детей и возрастание уровня комфортности пребывания в дошкольных образовательных учреждениях детей от 2.6 до 7 лет;
• возрастание значимости и эффективности ранней социализации личности детей от 2.6 до 7 лет, в том числе при возрастании здоровьесберегающих технологий;
• повышение социальной ответственности семей за содержание детей дошкольного возраста;
• удовлетворение образовательных потребностей родителей, использование разнообразных форм работы с семьей;
• приведение структуры дошкольных образовательных учреждений в соответствие современным требованиям к образованию.

4. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий состоит из разделов:
• Мероприятия по капитальным вложениям (строительство и реконструкция);
• Мероприятия по сохранению и развитию различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования;
• Совершенствование содержания и технологий образования;
• Мероприятия по кадровому обеспечению;
• Материально - техническое обеспечение дошкольных образовательных учреждений;
• Источники финансирования.

5. Реализация и контроль исполнения Программы.

Реализация предполагает использование статистических и аналитических данных о рождаемости детей и их здоровья, о поступлении их в дошкольное учреждение, об обеспеченности кадрами дошкольных учреждений, о материально - технических средствах детских садов.
Регулярное подробное освещение в средствах массовой информации о здоровом образе жизни детей и родителей, ответственности и необходимости воспитания ребенка в семье, предоставления качественного образования в раннем детстве, повышение общественного престижа дошкольного образования. 

Основными исполнителями программы выступают:
 
Наименование мероприятий Ответственные
Реализация мероприятий, направленных на решение основных задач, сформулированных в Программе Администрация муниципального образования «Майминский район», муниципальные дошкольные учреждения, районный отдел образования. 
Объединение усилий государства и общества, направленных на выработку единых подходов к обеспечению общедоступности дошкольного образования в муниципальном образовании «Майминский район» Администрация муниципального образования «Майминский район», муниципальные дошкольные учреждения, районный отдел образования.
Координацию действий органов власти на муниципальном уровне, направленных на улучшение положения дошкольного образования в районе. Администрация муниципального образования «Майминский район», муниципальные дошкольные учреждения, районный отдел образования.
 
6. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств муниципального, республиканского бюджетов Республики Алтай. 
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 43918 тыс. руб.;
в том числе:
2009 год -7585 тыс. руб.
- расходы муниципального бюджета - 6465 тыс. руб.;
- расходы республиканского бюджета – 1120 тыс. руб.
2010 год – 12338 тыс. руб.
- расходы муниципального бюджета - 11558 тыс. руб.;
- расходы республиканского бюджета – 780 тыс. руб.
2011год – 12330тыс. руб.
-расходы муниципального бюджета - 1946 тыс. руб.
-расходы республиканского бюджета РА - 10384 тыс. руб.
2012 год - 11665 тыс. руб.
- расходы муниципального бюджета - 1285 тыс. руб.;
- расходы республиканского бюджета – 10380 тыс. руб.  
Объемы финансирования мероприятий носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии муниципального бюджета «Майминский район» на очередной финансовый год и плановый период.

7. Оценка ожидаемой эффективности от реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит получить следующие результаты:

Повышение доступности получения дошкольного образования на основе улучшения материально- технической базы.
• Максимально полный охват детей дошкольного возраста качественным дошкольным образованием;
• Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу;
• Подготовка детей к школьному обучению в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям;
• Введение предшкольного образования для детей с 5,5 лет, осуществляемого в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования;
• Организацию дошкольной группы на базе общеобразовательных учреждений, на основании Типового положения об образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 п. 1.2., при наличии условий соответствующих СанПиН 2.4.1.1249 – 03. 




Назад в раздел